Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков.

  Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.

 Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.   Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера и встречается почти у четверти здоровых подростков.

Информация к размышлению…

По статистике большинство суицидальных попыток приходится на подростков и молодых людей до 25 лет. Завершённый суицид обычно бывает спровоцирован ситуацией, когда человеку трудно (и субъективно кажется, что и вовсе невозможно) выйти за рамки опостылевшей реальности. На самом деле, способов изменить свою жизнь всегда множество, но люди с отсутствием собственного опыта просто не видят иного исхода.

Большинство из погибших не страдало никакими физическими заболеваниями, и спасти их было очень просто - вовремя обратить внимание и подсказать другой способ изменить свою жизнь.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков.

-       Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

-       Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

-       Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи

-       Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

-       Боязнь позора, насмешек или унижения.

-       Страх наказания, нежелание извиниться.

-       Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

-       Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

-       Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

-       Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

 Признаки, по которым можно распознать подростка,

намеревающегося совершить суицид.

 Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.

  1. Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия.
  2. Нередко происходит потеря интересов, хобби. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
  3. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул.
  4. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
  5. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть.

Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение - сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры и взрослым надо уделять ему больше внимания.

Правила общения с подростком, проявившим суицидальные наклонности.

Как свидетельствует статистика, количество суицидов среди детей и подростков в последнее время увеличилось. И причина не только в воздействии внешних стрессов. В большинстве это личные проблемы: мало друзей, неудачи, дань моде, «заражение» представлениями авторитетных для них сверстников и т. д. Дети и подростки с такими наклонностями чувствуют себя обделенными, нелюбимыми, испытывают неоднозначные чувства к родителям. Они тревожны, у них часто меняется настроение, причем преобладает плохое. Они не верят в свои силы и в возможность что-то изменить. Им кажется, смерть избавит от невыносимой обстановки, поможет наказать родителей, отомстить и т. д. Они полагают, что смерть — явление временное.

Чтобы помочь ребенку выйти из него, надо умерить его самокритичное отношение к себе («я плохой», «все у меня плохо», «все люди ко мне относятся плохо» и т. д.). Родителям необходимо выяснить, какие из убеждений ребенка заставляют его отрицательно воспринимать себя, постараться помочь увидеть в себе позитивные стороны, обучить методам коммуникации... Словом, поднять его самооценку. При этом ни в коем случае нельзя ограничивать выражение негативных чувств ребенка, ведь сдерживающаяся внутри агрессия может легко перейти в аутоагрессию, то есть направиться на самого себя.

 Вот несколько правил обхождения с детьми и подростками, проявившими суицидальные наклонности:

 Открытое обсуждение проблемы. Оно снимает тревожность: беседа не может спровоцировать самоубийство, тогда как избегание темы увеличивает риск.

  1. Взрослый должен быть внимательным к косвенным признакам состояния ребенка.
  2. Подросток должен услышать, что происходящее с ним близкий ему человек воспринимает всерьез.
  3. Необходимо дать ребенку возможность высказаться. Задайте ему вопросы и выслушайте его ответы.
  4. По возможности снижайте пафос и переживание трагической красоты смерти. Подростки часто романтически воспринимают ее внешнюю сторону: красивые похороны, все рыдают... Нужно развеять эту наивность.
  5. Ни в коем случае нельзя провоцировать ребенка, предполагая его неискренность и слабоволие.
  6. Подчеркивайте временный характер проблем, узнайте, чем вы можете ему помочь.

Очень важно родителям знать и то, что воспитательные и психотерапевтические воздействия могут оказаться недостаточными, поэтому не пренебрегайте и помощью психиатра.

 

Конструктор сайтов - uCoz